Домофония прочно вошла в нашу жизнь. Практически в каждом подъезде современных многоквартирных домов установлены многоабонентские домофоны. Частные дома, квартиры, офисы – все привыкли использовать домофонные системы и уже не представляют себе, что, чтобы открыть дверь, нужно к ней идти, а не просто нажать кнопку открытия замка на экране либо трубке. Начав с простых аудиосистем и пройдя этап аналоговых видеодомофонов, с возможностью подключения аналоговых видеокамер, домофония продолжила развиваться. Появились гибридные системы, совмещавшие возможности аналоговых систем с наличием подключения к Интернету, которые добавили к привычному функционалу домофонов такую приятную вещь, как перенаправление вызовов на мобильный телефон, что дало пользователям опции удаленного общения с посетителями и управления замками и воротами. А в настоящий момент развитие домофонов вошло в эпоху IP домофонии. Поэтому давайте подробнее рассмотрим эти системы, их возможности, достоинства и недостатки.
Появление IP домофонов стало логичным ответом на общее развитие цифровых технологий и тотальную диджитализацию нашего мира. Учитывая, что сейчас даже в холодильниках имеется подключение к интернету – мысль оцифровать домофонию не могла не родиться в головах разработчиков домофонных систем. Тем более, что это сходу давало массу преимуществ.
Во-первых, это значительно упростило построение домофонных систем, так как позволило использовать в качестве сети передачи данных локальные сети Ethernet и глобальную сеть Интернет. Отпала необходимость протягивать отдельные кабели исключительно для подключения домофона. Кроме того, использование TCP/IP протокола и IP адресации изменило сам принцип проектирования систем большого масштаба, так как теперь ограничивать их в размерах стала только пропускная способность сетей и производительность процессора самого домофона. Да и ситуации, когда новый абонент не мог подключится к существующей системе потому, что при её строительстве ему не завели прямой кабель от вызывной панели, отошли в прошлое.
Во-вторых, появилась возможность простой интеграции домофона с IP-видеонаблюдением, СКУД, современными охранными системами и системами «Умный дом». Вывод изображения с удаленно расположенных камер на экран домофона, вывод изображения с вызывной панели домофона на сетевой видеорегистратор либо напрямую в мобильное приложение, управляющее охранной системой – все эти функции стали доступны. Более того, многие IP-домофоны стали интегрировать в себя функционал охранных систем, позволяя пользователям получить на их базе пусть и примитивную, но вполне рабочую охранную систему. В-третьих, значительно возросло качество изображения и звука, так как, в отличие от аналоговых систем, видео и аудиопоток передается не напрямую, а кодируется и передается с применением помехозащищенной технологии пакетной передачи данных. Это также позволило многократно увеличить расстояние между различными устройствами домофонной системы, без обычной для аналоговых систем потери качества связи. В принципе, различные компоненты этой системы могут быть вообще разнесены территориально на неограниченное расстояние.
В-третьих, результатом такого технологического рывка стала доступность для использования разработчиками IP-домофонов в своих системах таких современных технологий, как SIP (Session Initiation Protocol), VoIP (Voice over IP) и знакомой нам всем технологии беспроводной связи Wi-Fi. И если первые две интересны в основном специалистам для построения специфических систем, то наличие в домофонах Wi-Fi стало ключем для упрощения монтажа и настройки обычной домашней домофонной системы вплоть до уровня «сделай своими руками в выходной день».
Все вышеперечисленные технические детали для обычного человека -рядового пользователя IP-домофона обычно остаются «за кулисами». Его просто интересует удобство пользования и функциональность. Поэтому давайте просто рассмотрим, что конкретно получает пользователь, купив и установив в своем доме этот образчик современных высоких технологий:
- Обычный функционал обычного домофона. Т.е. изображение с вызывной панели, двустороннюю аудиосвязь, возможность удаленно открывать замки дверей и автоматические ворота;
- В случае большой домовой системы – возможность быть на связи с консьержем и охраной дома;
- Возможность переадресации вызова с домофона на мобильные телефоны, планшеты и другие устройства, что также включает потоковое видео, двустороннюю аудиосвязь и возможность удаленного открытия замков;
- Полноценный голосовой интерком между подключенными к системе домофонами;
- Возможность просматривать изображение с подключенных к системе IP камер непосредственно с монитора домофона либо с подключенных к нему с помощью приложения мобильных устройств;
- Возможность отправки и получения текстовых сообщений между подключенными к системе домофонами;
- Возможность использовать домофон, как охранную систему, с передачей тревоги на мобильный телефон пользователя либо напрямую охране дома;
- Фото и видео фиксацию звонков на домофон пользователя, с возможность для посетителя оставить голосовое сообщение, если абонент в данный момент не может ответить.
Перечисленные возможности являются стандартным набором функций, которые присутствуют в практически любой современной домофонной IP-системе. Однако, развитие технологий не стоит на месте, и, в одной из следующих статей, мы рассмотрим назревающий вопрос интеграции элементов искусственного интеллекта в домофоны и пофантазируем на тему, что конкретно можно было бы реализовать в данных системах, чтобы пользоваться ими было еще более удобно и практично.
Оценив достоинства и возможности IP-домофонов, было бы справедливо рассмотреть и их недостатки. А недостаток у них, собственно, один. Это их стоимость. К сожалению, пока что стоимость IP систем выше стоимости аналоговых. Однако, рассматривая уже имеющийся набор функций и перспективы его расширения, можно сделать вывод, что в данном случае вложения «в перспективу» будут вполне оправданы. Тем более, что при масштабировании домофонной системы до размера, например, многоквартирного дома, разница в стоимости начинает скрадываться за счет более удобного монтажа IP системы, а разницу в качестве видео и звука Вы сможете почувствовать, что называется, «не отходя от кассы»)